Обращение к зрителям

Зачем люди ходят в театр.
Театральный этикет.
Театральный словарь.

«Театр почитался величайшей святыней, и любое нарушение порядка в нем подлежало немедленно наказанию, как преступление против ее величества публики». Иоганн Вольфганг Гёте

Обращение к зрителям.

Зачем люди ходят в театр.

В те минуты, когда меркнет свет в зале, и, вздрогнув, раздвигается занавес, начинается единственный в своём роде , неповторимый и прекрасный процесс творчества. На сцену выходят живые люди, они вступают между собой в определённые отношения, волнуются, ссорятся, мирятся , любят, ненавидят, смеются и плачут. Иногда они просто пьют чай, как говорил А.П. Чехов, а в эти минуты рушится их жизнь. И всё это всегда происходит по-новому. Потому что чувства и мысли, возникающие на сцене и в зале, рождаются всегда заново.

Театр — это чудо, незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. Если во время начавшегося действия опоздавшие зрители проходят на свои места, если рядом кто-то шуршит конфетной обёрткой, а соседи громко переговариваются между собой, то настроение будет безнадёжно испорчено. Чтобы не испортить этот праздник ни себе, ни другим, нужно соблюдать некоторые несложные правила.

Самое простое правило: не мешайте другим людям, которые также, как и Вы, пришли в театр набраться новых впечатлений, приобщиться к культуре, к искусству, попасть хоть ненадолго в иллюзорный, прекрасный мир, чтобы испытать гаммы эмоций, переживаний, чтобы, наконец, сменить будничную обстановку на праздничную. Ведь Театр – это самое «живое» искусство, место прямого контакта актеров и зрителей, чистого настоящего энергетического и эмоционального обмена в огромной степени концентрации. В театре высокий градус сопереживания, соучастия, сострадания и еще множество всяких со-. И сами зрители - важнейший компонент театрального действия!

Печально, что многие взрослые люди потеряли театральную культуру и искренне не понимают, почему нельзя жевать во время спектакля, ходить по залу, фотографировать и разговаривать.


Уважаемые родители, показывайте пример детям! Как показывает опыт, большинство детей подражают именно родителям! Если для мамы нормально сидеть весь спектакль и писать смс-ки, то для ребенка это тоже становится нормой. Вы привели малыша в театр - это важное событие! Театр -это не только и не столько развлечение, но и в воспитание культуры в человеке.

Театральный этикет (Правила поведения в театре) :

1. Точность — вежливость королей.

В театр ( как впрочем и в любое другое место) нужно приходить вовремя. К встрече с Вами готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.

Однако если по каким-либо причинам Вы всё же опоздали, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая им на ноги, направляться к своему месту. Если это ещё возможно, тихонько войдите в зал и сядьте на любое свободное место, которое оказалось ближе к Вам или обратитесь за помощью к капельдинеру (работнику театра). По окончания первого акта или части спектакля или уже в антракте Вы сможете пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.


Существует такое правило, что вход в зал после третьего звонка ТОЛЬКО с разрешения администратора и с посадкой на места, которые он укажет. В некоторых театрах вход опоздавших до антракта запрещён, сколько бы ни стоил билет.

С детьми, особенно маленькими, лучше всего приходить минут за 20-30 до начала представления, чтобы успеть спокойно раздеться, посетить туалетную комнату, купить программку и чуть-чуть дать ребёнку освоиться, привыкнуть к обстановке. Но не стоит приходить слишком рано, так как малыш просто устанет и к началу спектакля начнёт капризничать.

2. Гардероб.

Верхнюю одежду, большие пакеты, зонты и сумки нужно сдать в гардероб. В гардеробе подавайте своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. Если Ваше место в зрительном зале расположено далеко от сцены, в гардеробе можно взять напрокат театральный бинокль.

3. Садитесь на то место, которое указано в Вашем билете. Если же место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступайте в спор — попросите капельдинера (работника театра) уладить это недоразумение. У Вас билет на галёрку, но Вы видите свободные места в партере?! Не стоит спешить занимать их, обладатели билетов могут войти в зал после третьего звонка и Вам придётся пробираться к своим местам в темноте и под всеобщее недовольство других зрителей, к тому же пропустив начало спектакля.

4. Если Вы уже заняли своё место в зрительном зале, а мимо проходят зрители на свои места, обязательно встаньте и дайте им дорогу.

5. Не забудьте перевести свои мобильные телефоны в беззвучный режим, а лучше просто выключить. Разговаривая по телефону во время действия, Вы проявляете неуважение к актёрам и другим зрителям. Если же звонок связан с каким-то неординарным случаем и переговорить необходимо, покиньте зрительный зал и поговорите в фойе.

Во время спектакля не стоит разговаривать и друг с другом — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не нужно шуршать конфетными обёртками – за один час Вы точно не умрёте от голодной смерти. Не держите номерок, надев на палец, уберите его в карман или сумочку. Почему? Об этом прекрасно написано в стихотворении Агнии Барто «В театре»

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки,
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу: нету номерка.
Фея кружится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени –
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята:
Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И, наконец, нашла его.
Но тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
– Мне очень нравится балет,–
Ребятам я сказала.

6. Не вставайте со своего места, пока не закончится спектакль, не мешайте другим зрителям, дождитесь пока занавес закроется. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе , затем, никого не потревожив, уходят.

Родители ни в коем случае не должны позволять малышам бегать по зрительному залу, садиться на чужие места, и уж тем более выбегать на сцену (даже в антракте), трогать занавес, кулисы, декорации и осветительные приборы .Во-первых Ваш ребёнок мешает другим, а во–вторых это просто опасно! На сцене может оказаться «заряженная» (подготовленная к использованию) пиротехника, к элементам декорации и реквизита подключено электричество, сказочный домик, казавшийся издалека стационарной рубленой избой, может быть закреплён на незаметных глазу растяжках, не говоря уже о многочисленных проводах, растянутых по сцене и оркестровой яме. Испуг и синяк это минимум, который ждёт непослушного непоседу, задень он случайно что-нибудь.

Сцена в театре - святое место, куда не имеют право ступать посторонние!

7. Театральный буфет .

В антракте не стоит нестись в буфет, расталкивая окружающих. Буфет не закроется, а антракт обычно рассчитывают таким образом, чтобы все желающие смогли спокойно успеть слегка подкрепиться и ещё осталось время поделиться впечатлениями. По окончании антракта о начале второго действия сообщают целых три звонка! Верх неприличия - приносить из буфета в зал какую-либо еду или бутылки с напитками .

8. Во всех театрах мира фото и видеосъёмка во время действия запрещена .Это касается не только фото и видеокамер, но также телефонов , iPad, iPhone и прочих устройств. Любые формы записи и съемки спектакля являются нарушением законодательства РФ. Администрация имеет право требовать ликвидации незаконной записи на месте. Съёмка без использования вспышки проводится только специально аккредитованными корреспондентами . Как правило, все эти условия указаны на театральном билете.

Если на некоторых представлениях (например, новогодние Ёлки) разрешается фото с героями (или другими персонажами), для этого отведено специальное время и место по окончании основного действия.

9. Аплодисменты.

Награда актерам — аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится — не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие.

Аплодировать принято:

после поднятия занавеса; перед началом оперы или балета;
при появлении дирижера за пультом;
при выходе на сцену известного актера или певца;
после некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах;
после трудных арий или блестящего исполнения сложных
мест в опере или балете;
после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера;
в начале исполнения, если исполнитель начинает петь (танцевать) по просьбе зрителей;
на симфонических концертах аплодируют не после каждой части, а после исполнения всего многочастного произведения (если вы не уверены, что это конец, не спешите хлопать, следите за дирижером: когда он поворачивается лицом к залу и начинает раскланиваться, тогда и наступает момент для аплодисментов);
в драматическом театре,театре сатиры, комедии — после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания;
в цирке — после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера;
на концерте солиста при исполнении целого цикла песен — после каждой песни, а на концерте джазового оркестра — после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами. Если спектакль понравился — восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков:- «Браво!», «Бис!».

* «Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

10. Цветы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера — преподнести цветы по окончании спектакля. Только не кидайте их на сцену. Отдайте лично в руки или передайте через работника театра.

11. Не торопитесь в гардероб за верхней одеждой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, обычно все успевают одеться за 10—15 минут.

12. Кашель и насморк – это серьёзная причина остаться дома и пропустить представление.

13. «Бобик останется дома»

«Братьям нашим меньшим» посещение любого театра категорически запрещено. Это касается абсолютно всех животных, даже самых миниатюрных собачек и самых породистых котиков.

14. Возрастные ограничения для зрителей.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в описании и в афишах ко всем спектаклям Театра «Светлица» есть рекомендуемый возраст зрителей и/или информационные знаки:

0+ Без возрастных ограничений

6+ Для детей старше 6-ти лет

12+ Для детей старше 12 лет

16+ Для детей старше 16 лет

18+ Запрещено для детей

Просим Вас быть внимательным при выборе программ. Если у Вас возникнут сомнения относительно рекомендуемого возраста зрителей, Вы всегда можете уточнить подробности того или иного спектакля по телефону.

С какого возраста стоит вести ребёнка в театр? Вопрос не простой, так как все дети разные. Общепринятая практика – с 4-х лет и тщательно выбирая репертуар и продолжительность спектакля, а также место в зале. Никакая , даже самая захватывающая постановка , не сможет увлечь ребёнка, если ему будет плохо видно или слышно, или просто неудобно сидеть. Помните, что театр – это не парк аттракционов , здесь нельзя бегать, громко разговаривать, есть во время действия, мешать другим, вставать со своего места и ещё много других «нельзя». Очень хорошо, если родители заранее познакомят ребёнка с произведением – прочитают вместе книжку, обсудят героев сказки. А также познакомят малыша с театральным этикетом, конечно в доступной для него форме.

Как одеться в театр .

Испокон веков в театр ходили в костюмах и галстуках , а дамы в вечерних платьях. Сейчас все намного демократичнее. Но видеть нарядных людей очень приятно. В театре всегда царит атмосфера некой торжественности, постарайтесь подчеркнуть её своим нарядом.

Ясно, что наряд для премьеры в Опере и для похода в небольшой студенческий театр будет разным, но в любом случае в театре крайне неуместны:

футболки, кепки, спортивная одежда, пляжная одежда и обувь (включая очень яркие рубашки, шорты, даже если они однотонные, а также шлепки, сланцы, сандалии) , голые ноги у мужчин и женщин, слишком вызывающая одежда, яркая, кричащая, супермини, джинсы со стразами, искусственно порванные джинсы, безрукавки на голое тело для мужчин .

Первый звонок, второй звонок, третий звонок! Неотъемлемая часть театра. Первый и второй звонки предупреждают, что представление скоро начнётся, а третий звонок – последний, нужно скорее занять своё место в зрительном зале, т.к. спектакль начинается и вход в зал будет закрыт.


Театральный словарь.

Зрительный зал. Как он устроен?

Зрительный зал в театре - часть театрального здания, предназначенная для зрителей; в переносном смысле - собрание людей, смотрящих театральное представление.

Итальянский зрительный зал - многоярусный зрительный зал с ложами в форме усеченного в плане овала.

Секторальный зрительный зал - зрительный зал, имеющий усеченный с обеих сторон полукруглый амфитеатр.

Французский зрительный зал - зрительный зал, в котором открытые балконы, не разделенные на ячейки лож, опираются на колонны большого ордера. В плане зал имеет круглую форму. Переднюю часть партера занимают кресла привилегированных посетителей (паркет).

Амфитеатр в театре - лат.Amphitheatrum ,от греч.Amphi - вокруг + Theatron – зрелище,

места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.

Партер зрительного зала

фр.Parterre ,От фр.Par - по + Terre - земля

Партер - в театральном здании - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного зала. Для лучшей видимости пол паркета обычно повышается от сцены к задним рядам.

Ложа

От фр.Loge - маленькая комната

Ложа - в зрительном зале театра - группа мест, выделенных перегородками или барьерами в виде небольших помещений.

Ложи могут располагаться:

- по сторонам и сзади партера (ложи-бенуар); и

- на ярусах.

Ложи расчленяют и визуально расширяют зрительный зал.

Ярус в театре - балкон с расположенными на нем местами для зрителей, идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала.

Балкон в театре ( итал.Balcone) места для публики, расположенные в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала против сцены. В некоторых театрах балконы расположены также по боковым сторонам зала.

Бельэтаж в зрительном зале театра ( От фр.Bel - прекрасный + Etage – возвышение)

ярус театральных лож выше бенуара и амфитеатра.

Бенуар (От фр.Baignoire – ванна) в зрительном зале театра - нижний ярус театральных лож, расположенный по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.

Царская ложа - ложа бельэтажа, из которой открывается лучший вид на театральное действие. Над царской (или генеральной ) ложей устанавливается атласный балдахин, который натягивается на разборный резной позолоченный каркас.

Галерка – (слово хоть и устаревшее, но употребляемое довольно часто) - верхний ярус театра с самыми дешевыми зрительскими местами.

Сцена

(лат. scaena, от греч. skēne̅́— балаган,палатка, шатёр, подмостки)

Место театрального действия, часть театра, подмостки

Театральная декорация

(от фр. decoratio — украшение) оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия.

В создании декорационного оформления участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптуры, живопись, художественное сценическое освещение. Сегодня декорационное искусство называют сценографией.

Рампа

Так называется граница между сценой и зрительным залом. Вдоль неё, по самому переднему краю сцены, устанавливаются осветительные приборы, часто невидимые зрителям (часть осветительной аппаратуры театра) (франц. rampe — скат, откос, уклон)

Это слово можно употребить и в переносном смысле. Если говорят: «Пьеса увидела огни рампы»,-

значит ,она поставлена в театре.

Занавес. Не только отделяет сцену от зрительного зала. Он отделяет суету, разговоры и поедание пирожных от того, за чем ходят в театр. Занавес поднимается. Тихо! Начинается Искусство.

Антракт

(Entre'acte) — так называется промежуток между действиями представляемой пьесы, имевший первоначальным своим назначением дать небольшой отдых как актеру, так и зрителю. Деление пьесы на акты впервые появилось у римлян, которые ввели в пьесе 5 действий. Греки не знали антрактов, у них сцена была всегда занята, так как в промежутках между действиями пел хор. В пьесах классического репертуара при единстве времени и места антракты были излишни и служили только для отдыха публики и артистов. В современной драме авторы пользуются антрактом для продления целых эпох (дни, месяцы, годы) в жизни действующих лиц: так, в начале пьесы молодые действующие лица — в конце ее становятся старыми. Вся жизнь действующего лица проходит на сцене.

Лучшие драматические писатели (Кальдерон, Шекспир и др.) не знали ни актов, ни антрактов; прежде в антракте делались различные анонсы . В Италии в антракте во время оперных представлений танцует балет. В Париже выходит "L'entracte", заменяющий наши афиши , весьма известный театральный журнал. Обыкновенно в антрактах играет оркестр или даются дивертисменты .

Капельдинер (нем. Kapelldiener, буквально — служитель капеллы) (устаревшее), служащий театра или концертного зала. Проверяет у посетителей билеты, указывает места, наблюдает за порядком.

Суфлёр (франц. souffleur, от souffler — дышать, дуть, подсказывать) работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по выверенному тексту пьесы (суфлёрский экземпляр) и подсказывающий актёрам, в случае необходимости, текст роли. В музыкальном театре суфлёр следит за спектаклем по клавиру. Суфлёр находится в суфлёрской будке, расположенной у линии занавеса (или в одной из боковых кулис) и скрытой от зрителей.

В эпоху «актерского театра», до возникновения профессии режиссера, антрепризные труппы (особенно в провинции) ставили перед собой целью как можно более частые премьеры. Спектакли могли выпускаться на зрителя буквально после двух-трех репетиций, поэтому существование суфлера было насущной необходимостью. В такие сроки запомнить текст роли (особенно главной) было невозможно. Спектакли постоянно шли «под суфлера»; для него в театре было предусмотрено стационарное место. «Суфлерская будка» располагалась, как правило, по центру рампы, на линии занавеса (реже — в одной из боковых кулис); при этом суфлер был скрыт от зрителей щитом, декоративно оформленным в виде раковины.

Контрамарка - очень интересный документ и целое явление в культурной жизни театров. Слово "Контрамарка" произошло от двух французских слов: "contre" - добавочный и "marque" - значок. Это пропуск, который выдаёт администратор театра, вместо билета на спектакль. Только бесплатно!


В статье использованы материалы:

С сайта http://www.glossary.ru/index.htm

Большая советская энциклопедия 1969-1978 г.

Книга «Азбука театра» 1986 г. автор Алянский Юрий Лазаревич

С сайта http://www.vampodarok.com/

С сайта http://www.znakisudbi.ru/chozyayke/v-teatre-pravila-etiketa.html

С сайта http://otvet.mail.ru

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования